Сейчас, когда так активно развиваются производительные силы, расширяются экономические и культурные связи, растет число автомобилей и вместе с ними грузонапряженность и интенсивность движения, возникает необходимость в строительстве новых и реконструкции существующих дорог.
Строительство и содержание дорог требует больших капиталовложений. В настоящее время большее предпочтение отдается строительству не цементобетонным, а асфальтобетонным покрытиям.
Асфальтобетон
Широкое применение асфальтобетона обусловлено многими его положительными свойствами, к которым относятся: • механическая прочность;
• способность к упругим и пластическим деформациям;
• асфальтобетонные покрытия отличаются хорошим сцеплением с автомобильными шинами;
• ровная поверхность;
• гигиеничность асфальтобетонных покрытий;
• высокая демпфирующая способность;
• сравнительная легкость ремонта покрытий;
• широкая механизация работ при приготовлении асфальтобетонных смесей и устройства покрытий.
Сдвигоустойчивость
К строительству автомобильных дорог в условиях жаркого климата выдвигается ряд отдельных требований. Прежде всего, это сдвигоустойчивость. Кстати, эта проблема в странах с сухим климатом является особо острой. Как побочные явления появляются пластические деформации в виде наплывов, волн и сдвигов. Одна из основных задач при строительстве дорог – увеличить сдвигоустойчивость асфальтобетонных покрытий. Однако, асфальтобетон не всегда отвечает этим требованиям. Одно из основных направлений по созданию сдвигоустойчивых асфальтобетонных покрытий заключается в применении битума с повышенным содержанием щебня определенного качества. Т.е. одной из основных причин преждевременного разрушения дорожных покрытий является качество битумов.
Производством асфальтобетонных смесей в Узбекистане занимается несколько производителей. Среди наиболее известных можно выделить компанию Grand Road Tashkent, предлагающую на рынок дорожно-строительные материалы.
Сдвигоустойчивость таких асфальтобетонов повышается за счет включения в работу под нагрузкой минерального остова, образованного крупными зернами щебня. Grand Road Tashkent использует современную автоматизированную технологическую линию обработки материалов компаний Aymak и Metso.
Инертные или нерудные материалы являются самыми востребованными при строительстве любого объекта, начиная от возведения зданий, заканчивая строительством дорог. Щебень, песок, галька широко применяются для создания различных сухих смесей, бетона и строительного раствора.
Grand Road Tashkent производит следующие виды инертных материалов:
• Мытый песок фракцией 0-5 мм
• Дробленый песок фракцией 0-5 мм
• Щебень фракцией 5-10 мм
• Щебень фракцией 10-20 мм
• Щебень фракцией 20-40 мм
• Галька фракцией 5-10 мм
• Галька фракцией 10-20 мм Задача повышения сдвигоустойчивости решается путем повышения плотности минерального остова и повышения когезионных свойств асфальтобетона.
СБС полимеры
Согласно исследованиям AMAP, все больше востребована модификация асфальтобетонных смесей с полимерными (а именно полиэстеровыми) и целлюлозными волокнами. В основном разрушение покрытий связано с низким качеством битумов. Обычный асфальт на основе битума не справляется с грузонапряженностью и интенсивностью движения, быстро разрушается. Grand Road Tashkent использует радикальный способ повышения качества асфальтобетонных покрытий — это модификация битумов полимерными материалами.
СБС полимеры отличаются уникальными характеристиками:
• улучшение сцепления;
• высокая сдвигоустойчивость;
• уменьшение окисления битума;
• надежность и практичность вяжущего пористого асфальта;
• большая сопротивляемость к образованию трещин при колебаниях температуры;
• значительное увеличение срока эксплуатации дорожного покрытия.
Проектирование и строительство качественных дорог с долгим сроком эксплуатации имеет ряд особенностей и сложностей, требующих опыта. Специалисты Grand Road Tashkent выполняют проектирование, строительство и ремонт дорог и мостов.